Из всех национальных парков, которые мы посетили, сложно выбрать одно единственное место, которое произвело на нас самое большое впечатление. Каждый из них был уникальным, отличался от предыдущих ландшафтом, погодой, пейзажем, растениями и животными.

Самым первым на нашем пути был знаменитый Большой Каньон, или Гранд-Каньон. Один из глубочайших каньонов в мире и находится он в штате Аризона, куда мы и выдвинулись из Лос-Анджелеса через Шоссе 66. Если бы выбирала я, я бы наверняка включила его в список Новых семи чудес света (хотя вот Википедия мне только что сказала, что он является одним из признанных природных чудес света)! Длина каньона составляет 446 километров, а глубина достигает 1800 метров. Как такое вообще возможно?

Grand Canyon South Rim

Посещение национального парка

Как и везде в Америке, добраться до национального парка проще всего на машине. Хотя есть и другие варианты : от близлежащего городка Grand Canyon Willige ходит автобус к самому парку, а от города Williams (55 миль от самого парка) можно доехать на туристическом поезде. Но мы остановимся на варианте с автомобилем, потому что именно так мы и путешествовали 🙂

Посещение парка стоит 30$ за въезжающий автомобиль (после 31 мая 2018 стоимость поднимется до 35$). Если вы планируете посетить 3 и больше национальных парков в Америке, то себя окупит так называемый America the Beautiful Pass. Стоит этот абонемент 80$ и действует в течение года на въезд в национальные парки, а также остановку в зонах отдыха  (national recreation areas). Этот абонент нельзя передавать из рук в руки, действителен он только при предъявлении паспорта или другого официального документа. Полную информацию можно найти здесь

Grand Canyon South Rim
South Rim

Что посмотреть

У нас в запасе за посещение каньона было чуть меньше полных двух дней, и мне кажется, что в целом мы успели очень многое. Так как мы там были в марте, открыта была только южная часть каньона — South Rim. Северная часть (North Rim) открывается только в мае. Но даже если оба пункт открыты, нужно решать, что вы хотите посетить. Помните величину Гранд-Каньона? Так вот North Rim находится в 350 км от South Rim, тут уж оба за день или два не посмотришь 🙂

В самом национальном парке можно передвигаться как на машине, так и на автобусах, которые регулярно ходят к разным точкам обзора. Карту и расписание поездок вам вручат при въезде в каньон. Но нужно иметь ввиду, что даже в такое не сезонное время как март, в парке была огромная куча народу, поэтому не забывайте про очереди на автобус.

Заход солнца на South Rim

Честно говоря, мы хотели застать как заход так и восход солнца. Каждый американец, который узнавал, куда мы едем, советовал наблюдать каньон в разное время суток — ведь он постоянно выглядит по-другому из-за падающих теней.

Гранд-Каньон на закате

На практике, мы посмотрели только заход солнца, так как, вымотавшись в первый день не могли представить себе поездку еще и в восходу на следующий день 🙂 Согласно рекомендации водителя нашего автобуса, самый лучший вид на каньон при закате солнца открывается с Mohave Point. Сравнить нам было не с чем, но вид был действительно потрясающий, именно отсюда видно и реку Колорадо. Всем желающим даже хватило места и можно было найти одинокий уголок без людей.

Единственное, что мы бы сделали в следующий раз по-другому, это припарковались бы как можно ближе к месту наблюдения заката. Во-первых после захода солнца становится невозможно холодно. Во-вторых, количество людей, желающих попасть на автобус зашкаливает (не оставят конечно никого, но подождать придется). Ну а в-третьих, после захода как-то резко закрывается все! А освещения уличного в парке нет. Это гарантирует незабываемое звездное небо, но и незабываемые поиски припаркованной машине в темноте. Будет прекрасно, если вы возьмете с собой фонарик, ведь телефон может сесть, тогда придется переночевать в парке, так и не найдя машину 🙂

Спуск в каньон (The inner canyon)

Весна — самое подходящее время для похода и спуска в сам каньон. Летом это очень опасно, так как температура внутри каньона поднимается до 40 градусов, а спрятаться от жары там совершенно негде. На выбор есть много различных спусков, отличающихся по сложности и длительности. Особо продвинутые идут к реке Колорадо, это минимум день пути в одну сторону и еще день обратно.

Мы выбрали тропу The Bright Angel Trail. По дороге через 1,5 / 3 / 5 миль есть небольшие зоны отдыха. Дорога эта не круговая, по тому пути, по которому мы спустились, нужно было и возвращаться обратно, поэтому можно самому отрегулировать длительность своего похода. Важно взять с собой еды и достаточно воды, так как по пути нет совершенно ничего, кроме ошеломительной природы и бурундуков 🙂

Какую одежду упаковать с собой

Март не является особо популярным временем для посещения каньона, поэтому достаточно сложно было понять на какую погоду нам рассчитывать. Вообще, время с марта по апрель ещё считается зимним сезоном, так что на жару надеяться не стоит (хотя в Лас Вегасе неподалёку могут быть все 30 градусов тепла). Погода в марте была очень переменчивой, то обещали +10, то -3 и снег. В любом случае, не стоит переоценивать 10 градусов тепла — благодаря сильнейшему ветру (не знаю всегда ли он там такой) было более чем прохладно.

Все туристические сайты рекомендуют одеваться многослойно, как капуста, и это можно только подтвердить: утром достаточно прохладно, на солнце жарко, вечером опять холодно и ветрено. Для тех, кому интересно / нужно — краткий список того, что нам очень пригодилось:

• Куртка, шапка, шарф, перчатки (как бы солнечно не было, вечером ооочень захочется надеть шапку, поверьте)
  • Термобелье / подштанники / колготки / тёплые носки. Ветер продувал не на шутку! Поэтому эти друзья тоже очень пригодились
  • Удобная обувь: кроссовки или походные ботинки. Практически везде есть асфальтированные дорожки, походная обувь может пригодиться для спуска в каньон
  • Пара слоёв кофт — легкая с длинным рукавом и ещё одна сверху — было идеально.

P.S. Нам с погодой повезло — было около 10 градусов, но на следующий день после нашего отъезда снова выпал снег..

Где остановиться

Ответ просто — там, где позволяет ваш бюджет. Ночь за комнату в самом каньоне переваливает за 200-300$, поэтому если вы не располагаете таким бюджетом, то придется каждый день ехать около получаса-часа до самого национального парка (в зависимости от расположения отеля).

Мы остановились в Grand Canyon Plaza Hotel — этот отель находится очень близко к каньону. В городке есть и супермаркеты и где перекусить.

Canyon Country Inn, Williams
В отеле Canyon Country Inn, Williams

На второй день, когда мы уже уезжали, мы ночевали в небольшом городке Williams, в 50 милях от каньона. И я даже оставлю тут фотографию этого милого отеля, он был полон плюшевых мишек! Замечательная хозяйка, вкусных завтрак, да и вообще очень милый город!

Подробнее о нашем путешествии в США.